Художественно-исторический проект «Иерусалим в веках» - Ассоциация еврейских общин Казахстана

В художественно-образовательном проекте "Иерусалим в веках" приняли участие:

  1. Хобод Ульяна,
  2. Хобод Кристина,
  3. Хобод Аня,
  4. Щербинин Никита,
  5. Губкин Илья,
  6. Спивак Соня,
  7. Горбунов Коля,
  8. Фломенбойм Алиса,
  9. Воленко Элина,
  10.  Савва Андрей,
  11.  Воленко Илана,
  12. Мамонтова Настя,
  13. Полевода Варя,
  14. Москаленко София,
  15. Данилевский Виктор,
  16. Поликарпова Анна,
  17. Гринберг Михаил,
  18. Губкин Даниил,
  19. Фломенбойм Анфиса,
  20. Бочкарева Валерия.

Художественный руководитель Распутина Ю.Н.

Завоевание Ханаана

(1272–1244 гг. до н.э.)

Под руководством Моисея евреи сумели освободиться от вассальной зависимости от Египта, и уйти из этой страны. Еврейский вождь Иисус Навин, сподвижник Моисея, после смерти пророка, возглавил еврейскую армию, считавшую себя «воинством Господа», на завоевание Ханаана.

В течение шести дней подряд из­раильтяне выходили из лагеря и один раз в день торжественной процессией шествовали вокруг крепостных стен на расстоянии, безопасном от стрел и каменных снарядов. Осажденные взбира­лись на стены и с удивлением и страхом наблюдали за этими дей­ствиями, подозревая, что в них скрыт какой-то зловещий магиче­ский смысл. Ибо с тех пор, как стоял Иерихон, никогда еще не случалось, чтобы нападавшие вели себя так непонятно. Во главе шествия в боевом порядке шли вооружен­ные воины. Сразу за ними шли священники и громко трубили серебряными трубами (шафар). Потом шла группа священников, которые на позолоченных шестах торжественно несли святыню израиль­ского народа - Ковчег Завета. Замыкала процессию толпа жен­щин, детей и стариков в праздничных одеждах. Все шли молча, и в воздухе разносилась только громкая игра труб. На рассвете седьмого дня Иисус Навин снова вывел свой на­род из лагеря и шесть раз обошел вокруг стен, храня, как и прежде, строгое молчание. Однако, совершая седьмой круг, на­род по данному сигналу громко закричал - и в это время совер­шилось чудо: стены города Иерихона затряслись и обрушились до основания. Израильские воины с разных сторон ворвались в го­род, и сражение началось на улицах. Господь предал этот город заклятию, поэтому, за исключением Раав и ее родственников, из­раильтяне истребили всех его жителей. Под конец израильтяне подожгли дома, превратив крепость в пепелище. Они не предали пламени только золото, серебро и медь, ибо ценные металлы за­ранее были предназначены для нужд дома Господня. Завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.

Правление Соломона (Период первого Храма)

1272-1244 гг до н. э.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного Храма в Иерусалиме, заменившего собой обветшавшую Скинию, который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни. При нём же и поэзия достигла своего наивысшего развития, и замечательнейшими произведениями её служит знаменитая «Песнь Песней» (Шир ха-ширим), по своей внешней форме представляющая нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в её глубочайшей основе и чистоте. При Соломоне еврейский народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое всего заметнее сказалось на самом царе. Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира.

 

Ассирийский период

720-586 гг. до н. э.

В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. Город сдался, и царь Иехояхин вместе с придворными, знатью, воинами и ремесленниками — всего около десяти тысяч человек — был уведен в Вавилонию. Туда же были вывезены храмовые и царские сокровища. Несмотря на трагические последствия восстания, возведенный в 597 г. до н. э. на престол Навуходоносором Цидкияху поднял в 588 г. до н. э. новое восстание. В том же году вавилоняне подошли к Иерусалиму, и после изнурительной двухлетней осады город был взят и полностью разрушен. Храм сожжен, большинство населения убито или уведено в плен; сам Цидкияху, ослепленный после того, как сыновья были умерщвлены у него на глазах, был в цепях отправлен в Вавилонию. Город оставался в развалинах вплоть до возвращения изгнанников.Изгнание и связанное с ним чувство унижения не умалили верность народа Иерусалиму. Отождествляя с ним свою судьбу, изгнанники не теряли надежды на возрождение страны и восстановление Иерусалима. Псалом 137 (особенно стихи пятый-шестой: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя...») является выражением этой верности и надежды.

В 538 г. до н. э., после завоевания Вавилонской империи персами, персидский царь Кир издал декрет, разрешивший еврейским изгнанникам вернуться на родину, восстановить Иерусалим и отстроить Храм.

Период Греческого правления

332 г. до н. э.-167 г. до н. э.

В 332 г. до н. э. Иудея и Иерусалим без сопротивления покорились Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные Иерусалиму персидскими правителями. Административный аппарат во главе с первосвященниками находился в Иерусалиме; Иерусалимский храм служил центром религиозной и общественной жизни столицы и всей страны. В Иерусалиме сосредоточивается духовная и светская знать страны, завязавшая тесные связи с двором Птолемеев и греческой аристократией Египта.

В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения.  Вспыхнувшее вследствие этих мер народное восстание под предводительством Иехуды Маккавея ставило своей целью добиться автономии Иудеи и очистить Иерусалим от языческой скверны. Будучи не в силах овладеть Иерусалимом, повстанцы, однако, сумели отрезать город от других частей страны и воспрепятствовать сирийским отрядам, посланным на помощь осажденному гарнизону, войти в город. В декабре 164 г. до н. э. повстанцам удалось занять Храмовую гору, очистить Храм от принадлежностей языческого культа и возобновить традиционные жертвоприношения. В ознаменование этого события Иехуда Маккавей и его сподвижники провели восьмидневное торжество освящения —Ханукка, — которое с тех пор ежегодно празднуется евреями.

 

Период Римского правления

37 г. до н. э. - 395 г. н. э.

Некоторое время город оставался в руинах, среди которых ютилось небольшое число жителей. Когда было подавлено восстание евреев в диаспоре (115–117), на всех евреев империи обрушились кровавые репрессии, и на Храмовой горе Иерусалима было воздвигнуто языческое капище.

В 130 г. император Адриан посетил Иерусалим и распорядился построить на развалинах города римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. Основание на развалинах Иерусалима римского города и осквернение святейшего в глазах евреев места языческим богослужением стало одной из главных причин Бар-Кохбы восстания, в ходе которого евреи овладели городом, соорудили на месте разрушенного временный Храм и возобновили жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132–135). Летом 135 г. римляне вновь захватили город, и декретом Адриана под страхом смертной казни был запрещен доступ в город всем, кто подвергся обрезанию.

Элия Капитолина, как и другие римские колонии, была построена по образцу римского военного лагеря (квадрат, внутри которого проводятся пересекающиеся под прямым углом улицы). С тех пор город не подвергался принципиальной перепланировке, так что общая схема и размеры нынешнего Старого города во многом совпадают с теми, что сложились при Адриане. На месте Храма было воздвигнуто святилище Юпитера; там, где некогда находилась Святая святых, была установлена конная статуя Адриана. В городе были построены и другие языческие храмы (Венеры, Юпитера, Юноны и Минервы), сооружены две триумфальные арки и термы. Элия Капитолина была небольшим провинциальным городом. В течение двух-трех веков в городе существовала христианская община, и туда прибывали христианские паломники; фактически и еврейским паломникам позволялось посещать город, но не проживать в нем.

 

Византийский период

395-637 гг.

Когда в 324 г. император Константин I овладел Эрец-Исраэль, Иерусалим приобрел преимущественно христианский облик. На месте предполагаемого захоронения Иисуса была воздвигнута Церковь гроба Господня (335), и евреям вновь запретили посещать Иерусалим, за исключением Ава девятого, когда им разрешали на Масличной горе и на Храмовой горе, превращенной в городскую свалку, оплакивать разрушение Храма.

Положение резко изменилось в правление Юлиана Отступника, который намеревался возвратить Иерусалим евреям и в 363 г. распорядился восстановить Храм. Однако случившееся вскоре землетрясение, а несколькими месяцами позже — смерть Юлиана привели к тому, что евреям снова запретили проживать в Иерусалиме, а Храмовая гора опять стала городской свалкой. Лишь в 438 г. благодаря заступничеству императрицы Евдокии евреям было вновь разрешено проживать в городе, отстроенном и значительно расширенном ею.

Мозаичная карта времен императора Юстиниана I сохранила план византийского Иерусалима. За северными (ныне Шхемскими или Дамасскими) воротами находилась полукруглая площадь с колонной в центре (отсюда арабское название ворот Баб ал-‘Амуд — Ворота колонны). Кроме Церкви гроба Господня, форума, дворца патриархов, башен и монастырей вблизи нынешних Яффских ворот, на карте показаны также две улицы с рядами колонн по сторонам ведшие от площади к южной части города. Храмовая площадь изображена в виде пустыря с единственными воротами в восточной ограде (Золотые ворота) и церковью в юго-восточном углу. 

 

 Арабский период

637-1099гг.

В 638 г. патриарх Софроний сдал Иерусалим без боя стоявшему во главе арабских завоевателей халифу Омару ибн ал-Хаттабу. Омар велел очистить Храмовую площадь и построить деревянную мечеть на месте разрушенной персами в 614 г. византийской церкви Марии (в районе построенной в 8 в. мечети ал-Акса). Омар разрешил, несмотря на сопротивление Софрония, поселиться в городе 70 еврейским семьям. Им был отведен район к юго-западу от Храмовой площади, где евреи и жили с тех пор.

Хотя в Иерусалиме поселилось много арабов, большинство населения города продолжали составлять христиане. На значение, которое халифы династии Омейядов придавали Иерусалиму, указывает как то, что основатель династии Муавия I был в 661 г. провозглашен халифом в Иерусалиме, так и широкое строительство, которое Омейяды вели в городе (в частности, в конце 7 в. была построена мечеть Купол над скалой, неточно именуемая мечетью Омара, см. также Храмовая гора). Омейядские халифы стремились воздвигнуть в Иерусалиме мусульманские культовые здания, которые своим великолепием превзошли бы христианские церкви города (в частности — Церковь гроба Господня), и тем самым привлечь в Иерусалим поток паломников, направляющихся в Мекку.

В 716 г. резиденция халифов была перенесена в Рамлу, и Иерусалим утратил значение административного центра. В период антиомейядских волнений последний из халифов этой династии Маруан II приказал сровнять стены Иерусалима с землей.

Описания арабских географов и другие источники констатируют, что первые четыре столетия мусульманского владычества были для Иерусалима гораздо более благоприятны, нежели последующие века: город окружала мощная стена со рвом и восемью воротами; внутри стен находились благоустроенные и чистые базары; улицы были вымощены камнем. Иерусалим продолжал оставаться по преимуществу христианским городом со множеством великолепных церквей. Евреи селились в двух кварталах: к юго-западу от Храмовой горы и к северу от нее, около нынешних Дамасских ворот.

 

Период правления крестоносцев

1099-1291 гг.

Крестоносцы превратили Иерусалим в столицу Иерусалимского королевства, основанного ими на территории Эрец-Исраэль. В первые годы их правления, ознаменованные смутами и экономическим бездействием, Иерусалим оставался почти безлюдным. Для заселения города крестоносцы привлекали в Иерусалим арабов-христиан из Заиорданья, отведя им бывший еврейский квартал между Дамасскими и Львиными воротами, понизили налоги на сельскохозяйственные продукты и сконцентрировали в Иерусалиме все правительственные и церковные учреждения. Благодаря этим усилиям к середине 12 в. начался расцвет Иерусалима: на том месте, где когда-то находился дворец Ирода, строятся королевский и патриарший дворцы, а поблизости — монастыри и дормитории рыцарей различных орденов; тысячи паломников из всех уголков христианской Европы стекаются в город.Большинство населения Иерусалима в 12 в. состояло из европейцев, по большей части — французов, и основным языком общения был французский. Были в Иерусалиме также значительные группы немецких, испанских, провансальских и венгерских рыцарей. В городе проживали и так называемые восточные христиане-сирийцы. Мусульманам и евреям проживать в городе не разрешалось. Однако мусульмане посещали Иерусалим по деловым нуждам, а некоторое число евреев поселилось поблизости от города. Согласно одной из версий путевых записей Биньямина из Туделы, в Иерусалиме в 1172 г. проживала небольшая группа еврейских ремесленников-красильщиков.Правление крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию Иерусалима. Многие мусульманские святыни были превращены в церкви (например, мечеть Купол над скалой — в церковь Храма Господня, мечеть ал-Акса — в церковь Соломона, главную резиденцию ордена тамплиеров); интенсивно строились новые церкви (наиболее значительной в архитектурном отношении была новая Церковь гроба Господня, освященная в 1149 г.). На протяжении 12 в. возникли и укоренились христианские предания и традиции, связанные с Иерусалимом и его окрестностями, в особенности — легенды о жизни Иисуса.Господству крестоносцев над Иерусалимом был положен конец в 1244 г., когда десятитысячное конное войско хорезмийцев, призванное египетским султаном Наджм ад-Дином Айюбом (1240–49), захватило город, разграбило его, вырезало христиан и разорило Церковь гроба Господня; по-видимому, пострадали также и евреи.

 

 Монгольский период

1291-1516 гг. 

В начале 1260 г. в Эрец-Исраэль вторглись монголы; жители Иерусалима, охваченные паникой, бежали из города. В сентябре 1260 г. мамлюкам удалось нанести монголам поражение у Эйн-Харода, и Страна Израиля стала частью мамлюкского султаната. Первое время после отступления монголов Иерусалим оставался в запустении.При мамлюках Иерусалим превращается в центр мусульманского богословия, и множество паломников устремляются в город. Мамлюки всячески подчеркивали значение Иерусалима для ислама, поощряя строительство медресе (конфессиональных школ, совмещавших среднее и высшее богословское образование), мечетей и заезжих дворов для паломников. С 13–14 вв. Иерусалим становится одним из центров мусульманской учености.Атмосфера Иерусалима была пропитана мусульманским фанатизмом и религиозной нетерпимостью, немусульманское население города подвергалось частым гонениям, и заступничество христианских правителей за своих единоверцев в Иерусалиме, по большей части, оставалось безрезультатным. Время от времени мусульмане грабили и разрушали христианские святыни, в частности—Церковь гроба Господня. Мамлюки мало заботились об экономическом развитии Иерусалима, и поэтому, несмотря на превращение города в религиозный центр, экономическое положение его населения, которое к концу 15 в. вряд ли превышало десять тысяч человек, было весьма тяжелым. Еврейское население Иерусалима в этот период было немногочисленно. С 1391 г. в Иерусалиме стали постепенно селиться семьи насильственно крещенных испанских евреев, вернувшихся к иудаизму. Начавшаяся было в начале 15 в. более значительная иммиграция евреев в Иерусалим из различных стран Европы была пресечена папой Мартином V, который, по просьбе христианского населения Иерусалима, потребовал от итальянских республик не брать на корабли евреев, направляющихся в Святую землю (1427). Мусульманские власти притесняли евреев, и около 1440 г. на них была наложена особая годовая подать. Не будучи в состоянии платить ее, многие евреи Иерусалима, зарабатывавшие на жизнь ремеслом и мелкой торговлей, покинули город. Положение изменилось в конце 15 в.: власти отменили еврейскую годовую подать, а корабли итальянских республик, отправлявшиеся в Святую землю, снова стали перевозить евреев. В 1492 г. в Иерусалим начали прибывать евреи, изгнанные из Испании. К концу мамлюкского периоданагидИцхак Шолал (умер в 1524 г.) переселился из Каира в Иерусалим и издал ряд такканот, направленных на укрепление еврейской общины города.

 

Оттоманский период

1517-1917 гг.

В 1517 г. Эрец-Исраэль вошел в состав Османской империи. При султане Сулеймане Великолепном (1520–66) вокруг Иерусалима в 1536–41 гг. вместо старой стены была возведена с использованием ее частей новая, сохранившаяся до наших дней. В стене имелось семь ворот, из которых Дамасские (Шхемские) и сохранившиеся от византийских времен ворота Милосердия (Золотые), замурованные после 1187 г., отличаются особым богатством архитектурного оформления. По приказанию Сулеймана мозаичная облицовка мечети Омара была заменена полихромными изразцами и плитами цветного мрамора, был исправлен и значительно расширен водовод от так называемых Соломоновых прудов близ Бет-Лехема к Иерусалиму; в самом городе было построено пять оформленных резьбой по камню водоразборных сооружений и приведена в порядок городская цитадель у Яффских ворот.Годы бурного строительства вскоре сменились периодом застоя. В глазах турецких властей Иерусалим утратил стратегическое значение и стал всего лишь фортом для отражения набегов кочевавших по пустыне к востоку от Иерусалима бедуинов. Великолепные здания постепенно приходили в упадок. Губернатор Иерусалимского санджака был подчинен правителю более обширного вилайета (чаще всего — с центром в Дамаске). На протяжении четырехсот лет османского владычества не произошло существенных изменений в структуре мусульманского населения Иерусалима: оно оставалось почти целиком арабским, а оседавшие в городе мусульмане-неарабы, как правило, быстро ассимилировались в арабской среде.Отсутствие постоянного турецкого населения способствовало возникновению местной арабской знати, экономическая и политическая сила которой основывалась на откупе налогов и на замещении по наследству религиозных должностей. К концу османского владычества члены знатных арабских семейств Иерусалима назначались на высокие государственно-административные посты. Повстанцы и захватчики, время от времени появлявшиеся в стране, даже не пытались овладеть Иерусалимом, который в этот период не имел ни экономического, ни стратегического значения. Бурное развитие Иерусалима в начале 20 в. (накануне Первой мировой войны население города уже насчитывало около восьмидесяти тысяч человек) было прервано вступлением Османской империи в войну в конце 1914 г. Голод, эпидемии, аресты и выселения пагубно отразились на населении города, которое к концу войны уменьшилось до 55 тысяч человек. Особенно сильно пострадала еврейская община Иерусалима.

 

Период британского мандата

1917–1948

11 декабря 1917 г. Иерусалим был сдан без боя британским силам, и командующий британскими войсками генерал Э. Алленби вступил в город. 1 июля 1920 г. Иерусалим официально стал центром британской гражданской администрации, сменившей военную администрацию Палестины. Британские гражданские власти создали в Иерусалиме административные и судебные учреждения, в 1924 г. был впервые избран городской совет, в состав которого вошли по четыре представителя от каждой из трех религиозных общин. Несмотря на численное превосходство еврейской общины, британское правительство, ссылаясь на историческую традицию, всегда назначало мэром Иерусалима мусульманина, а его заместителями — араба-христианина и еврея.Город продолжает быстро разрастаться, были основаны и заселены религиозными евреями, стремившимися воспроизвести здесь привычный им уклад замкнутых общин галута; ряд других был основан различными землячествами. Наряду с интенсивным жилищным строительством в этот период ведется также строительство административных, общественных и культурных учреждений.Развитие еврейского Иерусалима вызывало сопротивление арабов, зачастую выливавшееся в открытые беспорядки.Британским властям удавалось сохранять спокойствие в городе до сентября 1928 г., когда муфтий, воспользовавшись как предлогом попыткой евреев установить у Западной стены требуемую религиозной традицией легкую перегородку между молящимися мужчинами и женщинами, объявил от имени возглавляемого им совета, что евреи стремятся постепенно овладеть мечетью ал-Акса. Напряжение быстро нарастало; манифестации и контрманифестации у Западной стены переросли в августе 1929 г. в беспорядки. Нападения арабов на еврейские кварталы Иерусалима были отражены еврейской самообороной. В полночь с 14 на 15 мая 1948 г., в момент истечения срока британского мандата и провозглашения Государства Израиль, британское мандатное правительство и последние воинские части покинули город. Еврейским вооруженным силам удалось занять эвакуированные англичанами правительственные здания в центре города. В результате соглашения о прекращении огня, заключенного при посредстве ООН 11 июня 1948 г., восточный Иерусалим, включая Старый город, оказался под контролем Трансиордании, а западный Иерусалим — под контролем Государства Израиль. 

 israel

Иерусалим – столица Государства Израиль 

В первый день Шестидневной войны, 5 июня 1967 г., иорданские войска, нарушив перемирие, захватили штаб-квартиру ООН и, начав артиллерийский обстрел еврейских кварталов Иерусалима, попытались прорваться в южную часть города. Атаки иорданцев были отбиты, и в ходе длившихся до полудня 7 июня боев весь Иерусалим перешел под контроль израильских сил. 28 июня 1967 г. декретом израильского правительства на всю территорию Иерусалима была распространена юрисдикция Государства Израиль. Были установлены новые муниципальные границы города, разделявшие его заграждения были уничтожены, и жители Иерусалима впервые после почти 19-летнего перерыва смогли свободно передвигаться по всему городу. Объединение Иерусалима вызвало прилив энтузиазма в среде мирового еврейства, и в наступивший вскоре праздник Шавуот десятки тысяч евреев Иерусалима и других районов страны собрались у Западной стены. Вслед за формальным объединением Иерусалима израильское правительство приняло меры для восстановления фактического единства города. Новые муниципальные границы объединенного Иерусалима включили как обе части города в их муниципальных границах до 1967 г., так и ряд пригородов восточного Иерусалима и прилегающих к нему деревень.  Сразу же после объединения Иерусалима были снесены лачуги, подступавшие к Западной стене почти вплотную, и образована просторная площадь, восстановлено оскверненное иорданцами еврейское кладбище на склонах Масличной горы и начаты работы по реконструкции разрушенного во время иорданской оккупации еврейского квартала Старого города. На пустыре между стеной Старого города и расположенными напротив нее еврейскими кварталами, а также в окружающих Старый город лощинах началась разбивка национального парка. Хотя большинство государств до сих пор отказывается признать Иерусалим столицей Государства Израиль и их посольства находятся в Тель-Авиве, активность аккредитованных в Израиле дипломатов фактически сосредоточивается в Иерусалиме, где находятся президент страны, правительство и Кнесет. Демонстрируя твердую решимость противостоять любым попыткам поставить под сомнение право еврейского народа на свою исконную столицу, Кнесет подавляющим большинством голосов принял 30 июля 1980 г. закон, согласно которому объединенный Иерусалим является столицей Государства Израиль.